Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

СИНЕМАТОГРАФ БЕЗ ЭКРАНА

А Я ЛЮБЛЮ ЖЕНАТОГО

 Уважаемая редакция! Хотим внести такое предложение. Нельзя ли, чтобы со страниц 'Кругозора' к нам в гости постоянно приходили песни из кинофильмов? Мы имеем в виду те, которые не могут быть не дороги каждому советскому человеку, потому что уже перешли грань авторских и стали подлинно народными. К сожалению, современная молодёжь зачастую их не знает, а когда не станет нас, может, и песен таких некому будет петь? Ждём на ваших страницах встреч с полюбившимися песнями нашей молодости.

С уважением к вам - семья Чикаидзе Коми АССР

Фильм 'Дело было в Пенькове', откуда пошли в народ столь дорогие для многих наших читателей песни, в чём-то опередил своё время. Ведь снят он был на киностудии имени Горького в 1957 году. Многое в нём казалось непривычным, непохожим на то, что обычно рассказывалось нашим кинематографом о жизни и людях села. И прежде всего главный герой Матвей Морозов, молодой с чудинкой парень, резкий в суждениях и поступках, отчаянный насмешник и бунтарь, протестующий против застоя жизни в родном колхозе, разоблачающий деляг и приспособленцев и не щадящий при этом ни старого, ни малого, ни самого себя. Как он разительно отличался от так называемых положительных героев тогдашних фильмов, одномерных, написанных будто бы одной розовой краской.

Фильмом этим, поставленным по одноимённой повести Сергея Антонова, громко заявили о себе и режиссёр-постановщик Станислав Ростоцкий, и актёр Вячеслав Тихонов, убедительно сыгравший роль Матвея. Счастливой оказалась и судьба песен, написанных композитором Кириллом Молчановым и поэтом Николаем Доризо. По первоначальному замыслу в картине должна была звучать только одна песня, которую герой пел для односельчан во время концерта на сцене нового клуба. Сочиняя её, авторы отталкивались от сюжетных коллизий фильма. И даже назвали 'Песня Матвея'.

- Картина была уже снята, смонтирована, - рассказывает поэт Николай Доризо,- и тут я вдруг вспомнил о стихотворении 'Я люблю женатого', сочинённом мною в начале 50-х годов и опубликованном в 'Литературной газете'. Тогда несколько композиторов написали на эти стихи музыку. Песни звучали с эстрады, но никакого резонанса у публики не получили.

'А ведь ситуация в них необыкновенно схожа с любовной коллизией нашей картины,- как-то подумалось мне. - Стихи так и ложатся на сюжет'.

Со своей идеей Доризо помчался к Молчанову. Тот прочитал стихи, сел за рояль и моментально сочинил к ним музыку - настолько быстро, что оба были обескуражены. Довольные друг другом, они тут же отправились к Ростоцкому. В одном из павильонов студии отыскали рояль. Первыми слушателями вместе с режиссёром оказались осветители, ассистенты, декораторы - те, кто находился в тот момент на съёмочной площадке. Песня всем понравилась, но о включении её в уже законченную картину, по словам огорчённого Ростоцкого, не могло быть и речи.

- Разошлись расстроенные, - вспоминает Николай Константинович. - А через несколько дней звонит мне домой директор киностудии:

- Что вы за песню с Кириллом Молчановым написали?

- А в чём дело? - спрашиваю.

- Да вся наша студия её поёт. На всех этажах только и слышишь: 'Парней так много холостых, а я люблю женатого...' Приезжайте и покажите всё-таки...

Приехали. Спели. И было решено: доснять несколько монтажных планов специально для этой песни. А потом её подхватили и запели повсюду.

Ю.БИРЮКОВ

На фото: кадр из фильма 'Дело было Пенькове'.

 

На седьмой звуковой странице вы услышите песни из кинофильма 'Дело было в Пенькове' в исполнении В.Тихонова, Е.Семёнкиной и А.Фроловой и размышления поэта Н.Доризо о судьбе этих песен.

  -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЛИТЕРАТУРА: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ

Три года, открывая литературные журналы, мы не устаём удивляться неистощимости наших архивов. Но, кажется, теперь можно предсказать предстоящий публикаторский спад.

Ещё в прошлом году, когда публикаторский бум всё нарастал и в глазах рябило от заманчивых названий произведений Булгакова, Платонова, Пильняка, Замятина, Набокова, вынесенных в анонсы журналов, мы все же помнили: главные романы Платонова, Пастернака, Замятина, Гроссмана всё ещё не опубликованы. И вот теперь эти вещи, без которых непредставима история литературы XX века, сошлись на журнальных страницах.

'Чевенгур' Андрея Платонова ('Дружба народов', 1988, ?? 3,4), 'Жизнь и судьба' Василия Гроссмана ('Октябрь', 1988, ?? 1-4), 'Доктор Живаго' Бориса Пастернака ('Новый мир', 1988, ?? 1-4), 'Мы' Евгения Замятина ('Знамя', 1988, ?? 4,5) - случайно ли они предстают одновременно перед глазами современного читателя?

Принято считать: появление произведений, долгое время исключавшихся из истории советской литературы, расширяет границы нашего знания, формирует сознание читателя и т. п. Но можно поставить вопрос и по-другому: что изменилось в сознании общества, если оно сочло возможным вчитаться в книги тех, кого минувшее время так настойчиво отвергало?

'Самое трудное - быть пасынком времени, - размышляет герой романа Василия Гроссмана 'Жизнь и судьба'. - Время любит лишь тех, кого оно породило, - своих героев, своих детей, своих тружеников'.

Сам Василий Гроссман не относится к числу тех счастливых сыновей времени, которых ласкает породившая их эпоха.

Оттого и драматична судьба его самого значительного романа. В 1961 году писатель отдал рукопись 'Жизни и судьбы' в журнал 'Знамя'. Трудно сказать, рассчитывал ли он на публикацию романа (сюжетно продолжающего известный его роман 'За правое дело'), но уж, разумеется, не предполагал, что главный редактор журнала предпочтёт переслать рукопись в КГБ. Роман был арестован, копии изъяты. И хотя сам писатель не был лишён возможности продолжать литературную работу, и даже выходили его книги, катастрофа с романом стоила Гроссману жизни: он умер спустя полтора года, пятидесяти девяти лет, не осуществив многих своих литературных замыслов.

'Пасынком времени' был и Андрей Платонов, чьи главные вещи дошли до широкого читателя только теперь, а с публикацией 'Чевенгура' писатель встал перед нами наконец во весь свой рост.

 

Звуковая страница 7 - Песня из к/ф "Дело было в Пенькове" в формате wma.

 

На главную страницу