|
|
СМЕХ В ЗАЛЕ ЧЕМ СЛУЧАЙНЕЙ - ТЕМ СМЕШНЕЕ Однажды на каком-то совещании я услышал почти фантастическую цифру. Оказывается, только в Москонцерте артистов речевого жанра или, как их ещё называют 'разговорников', более двухсот! Прибавим сюда их коллег из Росконцерта, областных и республиканских филармоний, и мы получим едва ли не целую армию артистов, несущих зрителям Его Величество Слово. Но я не стал заниматься арифметикой, а поступил проще. Вечером дома были гости, и я попросил их принять участие в интересной игре: кто назовёт больше имён популярных или просто известных 'разговорников'. Победитель назвал всего десять фамилий. В первой пятёрке был Евгений Петросян... Действительно, среди любителей эстрады вряд ли можно встретить человека, не знакомого с творчеством заслуженного артиста РСФСР Е.Петросяна. На сцене он уже четверть века, а впервые выступил как профессионал на сцене Московского театра эстрады в программе 'В жизни раз бывает 18 лет'. Амплуа, которое выбрал себе юный артист, сейчас можно занести в 'Красную книгу',- конферансье. Но тогда, в шестидесятые, это была любимая зрителями, популярная на эстраде профессия. В созвездии прекрасных имён конферансье Е.Петросян не затерялся, не стал, как теперь говорят, 'второй величиной', пробился в первые. И, как это часто бывает, на помощь тому, кто хорошо делает своё дело, пришёл случай. В судьбе героя этих заметок он предстал в лице корифея эстрады Л.О.Утёсова. Леонид Осипович приглашает Петросяна в свой знаменитый оркестр, хотя от этой чести не отказались бы и более именитые! 'Когда я работал у Утёсова,- вспоминает те дни Евгений Ваганович,- то мы с ним разыгрывали большие импровизационные сцены... Это было необыкновенно интересно и... страшно. Каждый вечер, выходя на сцену, я не знал, что меня ожидает. Леонид Осипович был человеком необычайно остроумным и большим фантазёром. Я считаю, что пять лет моей работы с ним - это годы учёбы в Академии эстрады, если бы таковая существовала'. Так случилось, что и нас с писателем Виктором Коклюшкиным однажды пригласили в утёсовский оркестр для выступлений в качестве авторов-исполнителей, а заодно и ведущих программ на время, пока был в отпуске штатный конферансье. И хотя это произошло почти год спустя после смерти Леонида Осиповича, в оркестре всё ещё жил весёлый утёсовский дух, и в большой чести были забавные импровизированные сценки, некогда разыгранные Мастером и Петросяном... В 1974 году Евгений, уже будучи популярным конферансье, неожиданно расстаётся с этим жанром. Борис Брунов на вечере в Театре эстрады, посвящённом 25-летнему творческому юбилею Петросяна, скажет, что 'своим уходом Женя нанёс нашему жанру определённый урон'. И утешит тем, что 'всё-таки выиграли артисты речевого жанра'. Тогда, в 1974 году, и появился тот Петросян, которого мы знаем сейчас. Но не лукавлю ли я, утверждая, что и сегодня Е.Петросян на сцене таков, каким был лет десять назад? В том-то и дело, артист заметно изменился, стал, как бы это выразиться... Повзрослевшим, что ли, пришёл он к своему юбилею. Он отказался от своей всегдашней гонки за репризами и больше не старается рассмешить нас во что бы то ни стало. Петросян стал глубже, остроумнее, я бы сказал, неожиданней, оставаясь верным своему прежнему искусству - жанру монолога... Но за грехи молодости приходится расплачиваться. Некогда, стремясь вызвать смех в зале, артист не раз заступал за черту хорошего вкуса, той золотой середины, которой учили всегда придерживаться великие греки. А расплата настигла Петросяна такая: даже почитатели его таланта, многие, во всяком случае, услышав, что спектакль 'Как поживаете?' - представление высокого класса, скептически пожимают плечами и не спешат кидаться в поисках 'лишнего билетика'. А зря! Ей-богу, зря! Придётся артисту подождать, пережить и это. Главное, что спектакль действительно хороший. Он создан артистом в содружестве с его постоянными авторами, известными сатириками М.Задорновым, А.Хаитом, А.Левенбуком и А.Левиным. Режиссировали постановку А.Бармак и М.Задорнов. Вместе с Е.Петросяном в спектакле выступают молодые артисты, недавние выпускники театральных вузов, и давние, закалённые в сатирических перипетиях партнёры - Е.Степаненко и И.Рух. На звуковой странице журнала вы сможете услышать знакомый голос заслуженного артиста РСФСР Евгения Петросяна, и убеждён, улыбнётесь, как при встрече с добрым старым знакомым. Владимир АЛЬБИНИН Дружеский шарж В.ШАРКОВОЙ На восьмой звуковой странице вы услышите монолог А.Левина 'Гласность' в исполнении заслуженного артиста РСФСР Е.Петросяна. |
◄Звуковая страница 8 - в формате wma.