Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

Д.Т.ЯЗОВ, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР, генерал армии

ПО ЗАКОНАМ ТОВАРИЩЕСТВА

Если бы сегодня спросили, какой период армейской службы с наибольшей силой высветил для меня роль и значение нравственной слитности командира с подчинёнными, духовной близости солдата и офицера, я бы, конечно, назвал годы Великой Отечественной войны.

...Лето 1942 года. В числе других лейтенантов, после окончания ускоренного курса военного училища, получаю назначение на Волховский фронт. Считанные метры отделяли наш рубеж от переднего края гитлеровцев. Но и здесь, выполняя боевую задачу, мы занимались обучением и воспитанием людей. В этом деле не может быть пауз. Старался найти подход к каждому. Подступов тут немало. Главное - быть внимательным к подчинённым, не впадая, понятно, в панибратство и заискивание. Были, например, во взводе малограмотные солдаты. Взялся писать им письма домой, читать ответы близких, что само по себе предполагает полное доверие. Никогда не уклонялся от разговора с солдатами о жизни, от ответов на любые, в том числе и острые вопросы, от того, чтобы им содержание книги, кинофильма пересказать, стихи почитать. Чувствовал: крепнут контакты с подчинёнными, а значит - и боевая сплочённость взвода. И это проявилось уже в первой атаке, когда мы успешно выполнили боевую задачу.

Так стремились действовать и другие боевые офицеры. Примером в этом смысле для меня навсегда остался товарищ по училищу Костя Соловьёв. Взвод его отличался особенно крепкой спайкой. Было чему поучиться и у командира нашего полка подполковника И.Шапшаева, ставшего впоследствии Героем Советского Союза. К солдатам он относился по-отцовски - с требовательной заботой.

Фронтовые уроки, стоившие подчас многих жизней, имеют непреходящее значение. Уверен, каждый ветеран может рассказать немало поучительного. Многие наши прославленные военачальники в близости и внимании к личному составу, заботе о солдате видят решающий залог успешной воинской службы.

Сегодня в армейских подразделениях формируется новый уровень взаимоотношений, основанных на духовной близости и сцементированных уставными требованиями. Ветер перестройки в стране улучшает нравственно-психологическую атмосферу в армии, ибо она - часть нашего общества и живёт одной жизнью с народом.

Командир - главная фигура в деле воспитания солдата. Но он только тогда сможет до конца выполнить своё предназначение, когда видит перед собой не безликую массу, а в любой ситуации - конкретного человека. Знать настроение людей, чувствовать пульс жизни подразделения - это важнейшее условие воспитания воина. Дело это нелёгкое, требующее разносторонних знаний, чуткости и такта, отзывчивости и терпения, благородства и мужества.

Каждый воин - личность, своеобразная, неповторимая, со своими достоинствами и недостатками, вкусами и интересами. И надо, чтобы потенциал каждой личности не только раскрылся, но и работал на общее дело, вливался в единую волю коллектива, безоговорочно подчинённую воле командира. Ещё в начале века В.И.Ленин говорил о прямой зависимости успеха в войне от инициативности, сознательности солдата и матроса. Нетрудно представить, насколько актуален этот вывод сейчас. Современный воин должен уметь нестандартно думать, принимать обоснованные решения и претворять их в жизнь. Это общее требование перестройки, и оно в полной мере относится к воинам.

В Центральном музее Вооружённых Сил СССР есть экспозиция, посвящённая замполиту роты А.Киселёву: портупея, тетрадь, пробитые осколками в мирное время. Александр Киселёв совершил подвиг во время занятий по боевому гранатометанию. Дело было так. Молодой солдат выдернул предохранительную чеку, а бросить гранату не решился. Спасая жизнь солдата, офицер сумел выхватить гранату и накрыть её собой. Он лишился кистей обеих рук, но остался в боевом строю Вооружённых Сил. Или другой пример. Спасая жизнь командира роты во время выполнения боевой задачи в Афганистане, прикрыл офицера своей грудью рядовой Валерий Арсенов. Посмертно отважному воину присвоено звание Героя Советского Союза. Это и есть высшее выражение близости наших офицеров и солдат.

Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что быть близким к подчинённым, заботиться о них - вовсе не значит снижать к ним требовательность. Весь опыт военной службы, в том числе и опыт фронтовой, подтверждает, что солдаты уважают командиров требовательных, строгих, но справедливых, показывающих пример личной исполнительности и дисциплинированности, единства слова и дела. Конечно, настоящая требовательность не имеет ничего общего с грубостью, высокомерием, так же, впрочем, как подлинная забота - со всепрощением и попустительством.

К сожалению, порой встречаются офицеры, которые полагают, что окриком, бранью можно двигать дело вперёд, можно 'воспитывать'. Ясно, что ни о каком душевном контакте в этом случае не может быть и речи. К отчуждению офицера от подчинённых ведут и злоупотребления служебным положением, искривления дисциплинарной практики, невнимание к сфере соцкультбыта.

Повторяю: в подавляющем большинстве советские офицеры - высокообразованные, обладающие хорошей профессиональной подготовкой и идейной закалкой люди - люди долга, посвятившие свою жизнь делу защиты Отечества. И это вовсе не идеализация военных. В этом - суть офицерской профессии. Каким бы делом ни был занят офицер - боевыми занятиями, беседой с личным составом, несением службы или организацией отдыха подчинённых, - от него всегда требуется не только глубокое проникновение в психологию солдата, но и способность всецело подчинить свои личные интересы, всего себя интересам службы, интересам выполнения поставленной перед подразделением задачи.

В этой связи вспоминаются примеры из боевой практики ограниченного контингента наших войск в Афганистане. Вот один из них. В схватке с душманами капитан М.Ларионов был дважды ранен, но с поля боя не ушёл.

 

На главную страницу


© КРУГОЗОР - Московская школа прав человека, 1999-2012.