Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ПО ЗАКОНАМ ТОВАРИЩЕСТВА

...с поля боя не ушёл. Для солдат и офицеров батальона, в котором Ларионов был заместителем командира по политической части, его пример имел огромный воспитательный эффект, помог выстоять и одержать победу в том трудном бою. Или другой факт. Рота, которой командовал старший лейтенант В.Гаврилов, получила приказ на разминирование. Отобрав группу воинов, офицер первым двинулся навстречу опасности. Он был контужен, но остался в строю. Позже, уже после выполнения задания, он объяснил свой поступок просто: нужен был мой личный пример, мой опыт, который позволил избежать неоправданных потерь...

Подобных примеров не счесть. Такие, как капитан М.Ларионов, старший лейтенант В.Гаврилов, составляют большинство офицеров в армии и на флоте. Все они пользуются большим авторитетом, уважением и доверием воинов.

Вера в своего командира, любовь к нему - неотъемлемая часть преданности воинскому долгу, а в более широком плане - патриотизма. Это прекрасно понимали великие русские полководцы Румянцев, Суворов, Кутузов. Об этом помнили Чапаев, Блюхер, Тухачевский, Фрунзе, Жуков, Рокоссовский, другие наши прославленные командиры, комиссары, выдающиеся военачальники. Они владели искусством тактики и стратегии, но и были людьми, пользующимися огромной любовью и доверием солдата, умеющими повести за собой, вдохновить на подвиг во имя Родины.

Подлинный патриотизм проявляется не на словах, а на деле. Для воина это прежде всего готовность с честью выполнить свой ратный долг в любой обстановке. К этому он обязан готовить себя, на это должна быть направлена вся политико-воспитательная работа. Огромная роль в обеспечении её действенности принадлежит офицерам, их личному примеру, повседневному индивидуальному влиянию на подчинённых. Многое может сделать армейский и флотский комсомол. Ведь в Вооружённых Силах служат в подавляющем большинстве молодые люди, юноши комсомольского возраста. И очень важно, чтобы деятельности комсомольских организаций в частях и на кораблях были присущи творчество, инициатива, боевой настрой.

Чрезвычайно важны в воспитательной работе непрерывность и преемственность. Ведь через каждые два-три года боевой строй солдат и матросов обновляется, и каждое новое поколение должно в короткий срок постичь премудрости солдатской науки, сложности военной техники, окрепнуть духом и телом.

Армия - большая жизненная школа для молодого человека, школа гражданственности, мужества и патриотизма. Воспитание в ней - часть всей существующей в нашей стране системы воспитания молодого человека. Вот почему необходим комплексный подход к делу формирования у молодёжи качеств патриотов и интернационалистов, о чём говорилось на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Мне часто приходится беседовать с родителями воинов, и я всегда повторяю: да, армия не санаторий, есть там и нагрузки, и проблемы, и напряжённая учёба, и ратный труд до седьмого пота. Но многое ведь зависит и от самого молодого человека, от того развития, которое дали ему родители, школа, от его характера, силы воли, от того, как он подготовлен к армейской службе. Армия имеет такую особенность, что многие качества, скрытые порой на 'гражданке', проявляются за годы воинской службы во всей своей полноте. Скажу откровенно: ленивым, злым, обидчивым, слабым физически ребятам служится трудно. Однако таким нелегко не только в армии.

В военно-патриотическом воспитании, в подготовке юношей к военной службе мы вправе рассчитывать на родителей. Всё начинается с семьи. И тут можно было бы привести много добрых примеров. Но не могу не сказать о другом. На протяжении длительного времени в школе успехи ученика определялись оценками по математике, физике, литературе, другим ведущим предметам. Результатам занятий, скажем, по труду, физкультуре придавалось куда меньшее значение. А уж отношение к коллективу, делам общественным, умение дружить, быть надёжными товарищами, способность оказать бескорыстную помощь зачастую, к сожалению, и вовсе никак не оценивались и не учитывались. А ведь именно эти качества в значительной степени определяют человека как личность. Воспитание их - важнейшее направление подготовки юноши к выполнению обязанностей гражданина, в том числе и такой почётной, какой является у нас в стране служба в Вооружённых Силах.

Во время службы, когда молодой воин должен в кратчайший срок овладеть боевой специальностью и выполнять ответственные, нередко государственной важности задачи по поддержанию на должном уровне боеготовности подразделения, части, корабля, восполнять пробелы в воспитании нелегко. И эту работу зачастую ещё больше осложняют некоторые родители молодых солдат, ведущие себя так, словно они отправили сына не выполнять долг по защите Родины, а на отдых в пионерский лагерь, балуют посылками и денежными переводами, мешают ему почувствовать себя самостоятельным, взрослым, ответственным человеком.

С горечью вспоминаю случай, когда молодой солдат, только что призванный из Горьковской области, самовольно оставил воинскую часть и поехал к себе в деревню. Свой позорный поступок объяснил тем, что служба в армии, дескать, не понравилась - тяжело, а дома лучше. Вот каким оказался уровень его социальной зрелости. Выяснилось, кроме того, что должной подготовки к службе в армии юноша тоже не получил, не познал азы военного дела. В школе, где он учился, военного руководителя не было.

Школа без военрука - это вовсе не редкость, особенно в глубинке. Есть ещё и такие факты, когда военное дело преподают люди случайные, некомпетентные, не пользующиеся у молодёжи авторитетом. Подобные упущения обходятся дорого.

Важную роль в военно-патриотическом воспитании, подготовке молодёжи к службе играют ДОСААФ, физкультурные организации. Делается здесь, конечно, немало. И всё же не будем обольщаться общими цифрами достижений и рекордов. Со многими приходящими в армию и на флот ребятами дело сегодня обстоит не так благополучно, как ещё совсем недавно это стремились представить. Скажем прямо, физическая закалка молодёжи не отвечает требованиям, которые предъявляет к ней сегодня военная служба.

И ещё одну очень важную, на мой взгляд, сторону воспитания хочется затронуть. Люди моего поколения по сей день помнят песни, которые мы пели ещё в школе: 'Три танкиста', 'Дан приказ ему на запад'. Хорошо помним мы и фильмы 'Броненосец 'Потёмкин', 'Чапаев'... Сегодня, конечно, значительно больше, чем в пору моей юности, песен и фильмов, в том числе героико-патриотических. Но вот ребята, пришедшие в армию, зачастую мало что знают, например, о фильмах военных лет, порой не видели даже таких известных всему миру кинокартин о Великой Отечественной войне, как 'Судьба человека', 'Баллада о солдате', 'Отец солдата', 'А зори здесь тихие'. Политические, патриотические, строевые песни, в том числе и давно написанные, завоевавшие признание народа, как правило, приходится с молодыми солдатами разучивать заново.

В наши дни, когда большинство будущих воинов до армии получают среднее и высшее образование, возросло значение литературы и искусства в нравственном, военно-патриотическом воспитании молодёжи. Большую роль в становлении советского воина-патриота играют романы и повести М.Алексеева, Ю.Бондарева, В.Быкова, В.Карпова, других советских писателей. И всё же произведения такой вдохновляющей силы, как 'Повесть о настоящем человеке', 'Как закалялась сталь', мы в армии ещё ожидаем. Не слишком ли робко мы говорим порой о значении положительного идеала в жизни молодого человека? А ведь именно на таком идеале воспитано в нашей стране не одно поколение героев.

Сегодня ратной славой овеян подвиг героев наших дней - воинов-интернационалистов. Огромный потенциал мужества и бесстрашия, верности долгу, надёжной, проверенной в бою любви к Родине несёт в себе этот подвиг. Полностью реализовать его - значит существенно повысить действенность военно-патриотического, интернационального, нравственного и физического воспитания молодёжи.

В Вооружённых Силах, как и во всей стране, идёт перестройка. Она охватывает все сферы армейской и флотской жизни. Особое значение в её дальнейшем углублении приобретает нерасторжимое единство офицеров и солдат - бесценное достояние нашей армии, с момента своего создания живущей по законам товарищества. В укреплении этого единства заключается важнейший залог активизации человеческого фактора, успешного решения стоящих перед Вооружёнными Силами задач.

Фото Д.ГЕТМАНЕНКО

 

На главную страницу