Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

МАСТЕРА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Я НЕ ЖАЛЕЮ...

В музыкальном календаре 1988 год - год столетия Г.Г.Нейгауза, замечательного советского музыканта, педагога, пианиста, искусствоведа. В студии 'Кругозора' собрались его ученики - профессор, народный артист РСФСР Е.В.Малинин, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР Л.Н.Наумов, дочь Г.Г.Нейгауза М.Г.Нейгауз, критик Г.С.Кухарский, комментатор журнала А.И.Гальперин. Шестым 'собеседником' стали фрагменты писем Генриха Густавовича.

Разговор о Нейгаузе, его жизни в искусстве, педагогике, исполнительстве начался с 'формулы' С.Е.Фейнберга, приведённой как-то самим Нейгаузом: '...качество пианиста определяется четырёххвосткой: первое - человек, второе - художник, третье - музыкант, четвёртое - пианист...'

- Если приложить эту формулу к самому Нейгаузу...

Е.Малинин: В формуле важен порядок ценностей; но, по-моему, Г.Г. 'обнимал' сразу все ипостаси, и во всех этих измерениях был прекрасен. Он был не только гениально одарённым человеком, он ещё формировался в кипящей музыкально-общественной атмосфере XX века. Возьмите его педагогику. Узко обучением игре на фортепиано он, конечно, не занимался. Он обучал в широком смысле слова музыке через фортепианную игру...

Из неопубликованных писем. Г.Г.Нейгауз - И.Шумской. 6.10.1948 г.

'Как бы ни были дубоваты ученики - говори им не только о приёмах и технике, но всегда и о музыке...'

Л.Наумов: Обучение музыке шло на 'открытых уроках' Г.Г., где мы все были заворожены, конечно, его удивительно образными ассоциациями. 7-ю вариацию из 'Симфонических этюдов' Шумана он сравнивал с молниями и выкорчеванными бурей деревьями на полотнах голландца Рейсдаля. Ми-бемоль минорная прелюдия из I тома 'Хорошо темперированного клавира' Баха ассоциировалась с белым мрамором кладбища и чёрными кипарисами. Вступление к 4-й сонате Скрябина - со звёздным небом, видимым сквозь верхушки сосен... Но хотелось бы сказать о другом. Сейчас мы испытываем ностальгию по широко одарённой творческой натуре, по личности 'возрожденческого' плана вроде Леонардо да Винчи. Человек стал профессионалом, но лишился широты взгляда. Специализация 'съела' масштаб личности. Такие люди, как Нейгауз, постепенно исчезали, а многим из них помогли исчезнуть. Но в том-то и дело, что эти люди нам нужны сейчас больше всего.

- Открытые уроки... Не кажется ли вам, что и самому Нейгаузу они были необходимы, как театр, как сцена. Хотя, когда скрипач Сигети узнал о количестве его учеников, то воскликнул: 'Это же самоубийство!..'

Е.Малинин: Нет, не театр, а именно сцена. Урок был для него концертом. Если бы в классе был один ученик, то Г.Г. давал бы свой концерт для него одного. Его натура артиста в этом нуждалась. А артистичен Нейгауз был во всём. Как он носил одежду! У него был едва ли не один-единственный костюм, но в боковом кармане пиджака сверкал белый платочек, и вид был такой, будто он только что от парижского портного. Это был естественный для него артистизм...

Г.Г.Нейгауз - А.Шмидт-Нейгауз. 1940 г.

'У меня превосходные ученики, особенно один - Святослав Рихтер - прямо-таки гениальный человек. Наизусть знает всего Вагнера, а также Шрекера, Р.Штрауса, все оперы мира, Стравинского. Он за две недели выучил концерт Брамса B-dur и блистательно сыграл его. Такого ученика у меня ещё НИКОГДА не было...'

М.Нейгауз: Эта увлечённость людьми, искусством была в нём поразительна. Сотни раз, вероятно, он слышал Шестую симфонию Чайковского, и всё же, когда ему в руки попала партитура, он писал: 'Я не могу к этому привыкнуть, это меня тронуло до слёз, ужасная вещь!..' Его божеством была и поэзия.

Г.Г.Нейгауз - Е.А.Софроницкой. Кисловодск, 1938 г.

'...Погружён в стихи, главным образом Рильке (чудо из чудес, любимейший), Верлен, Пастернак, Блок, Хлебников и другие - и - Шекспир! Опять совсем по-новому воспринимаю, временами совсем обалдеваю. То ли нервы паршивые, то ли старость одолевает, но над стихами слёзы лью...'

 

Звуковая страница 5 -  Играет Г. Нейгауз. Шопен. Фрагмент си-минор сонаты в формате wma.

 

На главную страницу