Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

...на трудное, ужасное, а то и преступное... Василь Быков'. В этой оценке, мне думается, нет преувеличения: выход долгожданного романа, книги всей жизни писателя, стал событием в нашей общественной и культурной жизни. Вот уже два года 'Дети Арбата' - один из самых популярных романов. И не только в нашей стране. Многие зарубежные издательства выпустили книгу большими тиражами. Роман стал мировым бестселлером.

И здесь мне хочется заметить, что при всём этом новая книга А.Н.Рыбакова не перекрыла интереса к замечательным произведениям писателя, написанным давно, таким, как повести 'Кортик', 'Бронзовая птица', 'Приключения Кроша'... Ведь они и сегодня не теряют своей актуальности, воспитательного воздействия.

Имя Анатолия Рыбакова давно известно в читательском мире. Новое произведение ещё раз доказало, что настоящий художник не обманывает надежд читателя. Во всех его романах и повестях заложен мощный заряд творческой потенции, его художественный дар как бы не раскрывался во всю мощь, чувствовался запас, горизонты новых художественных открытий. И читатель не обманулся. Не обманул читателя и Рыбаков.

- Никто уже не верил, что 'Дети Арбата' когда-нибудь будут напечатаны, даже мой самый большой друг, жена, не верила, а я не останавливался: все дела нужно доводить до конца, - говорит Анатолий Наумович.

И ещё более решительно продолжает:

- Мы должны создать новую нравственную атмосферу в обществе. И прежде всего в каждом из нас. Мы должны нравственно переделаться, мы должны научиться мыслить смело, свободно, решительно. Это процесс долгий, но необходимый, и мы должны пройти его до конца... Для этого нам нужна правда, а для правды - очищение. Конечно, 'Дети Арбата' - это книга моей жизни. Но стоять на месте я не могу и не буду. Закончен новый роман - под условным названием '1935-й и другие годы'. Он будет печататься в журнале 'Дружба народов'. Роман тяжёлый, тяжёлые годы... Написать обо всём, что происходило тогда, очень сложно, психологически сложно, но - надо... Раз уж говорить правду, то нужно говорить её до конца.

Разговор с писателем проходил в Переделкине, где он живёт уже много десятилетий, лишь изредка выезжая в Москву. Здесь легко дышится, здесь замечательная природа, здесь никто не мешает работать.

Феликс МЕДВЕДЕВ

 ТОВАРИЩ ПЕСНЯ

СНЯТЬ ОТЧУЖДЕНИЯ ПЕЧАТЬ

Мы об одном всю жизнь мечтаем:

быть понятым и понимать.

Учите нас, в других врастая,

снять отчуждения печать.

Чтоб благодарно замолчать,

в глазах друзей себя читая...

Тихий перезвон гитары. Простые, проникновенные слова. Незатейливая мелодия. И - тёплое, понимающее молчание зала.

Наверное, у каждого талантливого исполнителя авторской песни есть несколько произведений, в которых наиболее выпукло отражается главная тема его творчества, его отношение к людям.

Для Георгия Васильева и Алексея Иващенко таким камертоном, на который они настраивают лад своих песен, стала тема преодоления отчуждения между людьми.

Имена молодых авторов стали широко известны многим после исполнения ими в 1986 году на I Всесоюзном фестивале самодеятельной песни в Саратове иронически-лиричной 'Глафиры'.

А между тем 'Глафира' - вовсе не первое произведение молодых исполнителей. За плечами авторские вечера в Москве, Ленинграде, Казани, Вильнюсе, Душанбе, Костроме...

Что же объединило их в дуэт?

- Ещё десять лет назад, будучи студентами географического факультета МГУ, Алексей и я сотрудничали в музыкальном студенческом театре, - рассказывает Георгий Васильев. - Случилось так, что мы не только стали вместе сочинять песни, но и писать сценарии, ставить спектакли. Видимо, каждый из нас нашёл в другом то, чего ему не хватало.

Свежесть и оригинальность исполнения и - эстрадный непрофессионализм. Как совместить эти начала? Впрочем, по мнению авторов, никакого противоречия здесь нет. Именно наличие главной профессии (Васильев - градостроитель, а Иващенко - актёр), необходимость активно участвовать в общественной жизни коллективов, много ездить, общаться с людьми как раз и дают возможность видеть мир под своим углом, думать и писать свободно, без штампов.

- Есть в науковедении такое понятие - 'парадигма', - размышляет Георгий Васильев. - То есть образец для подражания. Ньютон, написав свои 'Начала' и 'Оптику', показал, как делать науку, и тем создал свою парадигму. Страшного вроде ничего нет. Но с тех пор всё, что не походило на эти работы, включая квантовую механику и теорию относительности, долгое время считалось неприемлемым.

Демократия и гласность стали той плодородной почвой, которая вызвала в жизнь множество ростков на ниве нашего искусства. Стимул гражданственности - один из важнейших побудителей творчества. Видимо, мало кто знает, что исполнитель своих песен Георгий Васильев и автор острой статьи в 'Московской правде' о проблемах борьбы с бюрократией в науке - одно и то же лицо.

Такова жизненная позиция, и она объясняет тягу молодых исполнителей к жанру сатиры. Кто не помнит ироничное высказывание одного из героев фильма 'Гараж': 'Вы пишете о советской сатире? Счастливый человек, вы занимаетесь тем, чего нет'.

А что думают по этому поводу Георгий Васильев и Алексей Иващенко? Остались ли сегодня в песенном сатирическом жанре препятствия?

- К сожалению, это заблуждение, что ныне можно петь решительно всё, - считают авторы. - Точнее, сейчас можно говорить больше. Как-то мы с ходу насчитали порядка двадцати тем, на которые не принято писать песни.

- В прошлом году мы как-то дали прослушать 'Песню про тесто' на стихи Б.Бурды,- вспоминает Алексей Иващенко. - В ней говорится, что многие из нас подобно плохим хлебобулочным изделиям сделаны из одного теста - пресного, вязкого, быстро плесневеющего. Иными словами, не хватает в нас дрожжей активности, протеста против всего старого и косного. И что же? Нам сказали: 'Ни в коем случае!' - 'Помилуйте, да отчего же? Ведь это всё в духе перестройки!' - 'Да, если бы это был газетный текст'. - 'А песня?' - 'Песня - это слишком сильно'.

Не будем обольщаться. Хотя самодеятельная песня на подъёме, ещё немало преград на её пути к слушателю.

Но сегодня это лишь усиливает страстное желание молодых исполнителей быть услышанными. Их стремление к единению, восстановлению тёплых душевных нитей между людьми.

Н.ДОБРОВОЛЬСКАЯ

Фото А.ЛИДОВА

На шестой звуковой странице Г.Васильев и А.Иващенко исполняют свои песни: 'Глафира' и 'Песня про тесто' (стихи Б.Бурды).

 

 

Звуковая страница 6 - Г.Васильев и А.Иващенко: песни "Глафира" и "Песня про тесто".

 

На главную страницу